Обществознание Боголюбов §13

Обществознание Боголюбов Учебник §13 «Как устроено общество». Ознакомительный фрагмент 2023 года. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

Учебник по обществознанию 6 класс § 13.

<< § 12   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 14 >>

Глава III. Мы живём в обществе

13. КАК УСТРОЕНО ОБЩЕСТВО

ЗАДУМАЕМСЯ
Средневековый персидский учёный Авиценна утверждал: «В одиночестве человек не выжил бы. Всё то, в чём он нуждается, он получает лишь благодаря обществу». А современный человек также зависим от общества?

ВСПОМНИМ
Как были связаны занятия людей в древности с природными условиями? Чем характеризуются межличностные отношения? Как связаны биологическое и социальное в человеке?

Изучив параграф, вы узнаете:

  • Что такое общество в понимании учёных
  • Как устроено общество
  • Что такое общественные отношения
  • Как связаны общество и природа

Общество

Общество всегда представляет собой то или иное объединение людей. В одних случаях люди объединяются по признаку общего увлечения (книголюбы, рыболовы, спортсмены). В других случаях — на основе общего места или времени (античное общество, американское общество, современное общество). Помимо этого, люди могут объединяться по признаку знатности или родовитости (высшее общество, дворянское общество и т. п.) Важно, что все подобные объединения достаточно устойчивы в отличие от случайного скопления людей, например очереди за билетами на самолёт или за мороженым. Стоит участникам очереди разойтись, и они могут стать участниками совершенно других объединений, гораздо более устойчивых.

Кроме того, все перечисленные объединения людей характеризуются определёнными связями между их участниками или, по-другому, отношениями. Существование устойчивых связей — важный признак общества.

Единство людей в обществе поддерживается постоянно. В процессе существования общества люди не только взаимодействуют, но и постоянно обмениваются результатами своей деятельности. Так, крестьяне и фермеры обеспечивают людей продуктами питания. Одеждой и обувью обеспечивают работники лёгкой промышленности. Металл и станки создают работники тяжёлой индустрии. Врачи отвечают за медицинскую помощь, учителя и преподаватели вузов учат и воспитывают молодое поколение. Другими словами, все связаны со всеми. Эти связи по-другому можно назвать общественными отношениями, о которых речь пойдёт далее.

Из курса истории вы знаете, что самыми древними объединениями людей были семья, род, племя. В их основе лежали кровнородственные связи. Люди в борьбе с внешним миром могли выживать только сообща. В дальнейшем устройство общества усложнилось и привело к появлению различных больших социальных групп. Эти группы насчитывают сотни и тысячи людей.

Многие из членов этих групп, скорее всего, не знают друг друга непосредственно, но тем не менее у них есть общие интересы, цели, характерные черты. Кроме стихийно возникающих общностей, существуют и такие объединения, которые создаются сознательно для выполнения необходимых обществу функций.

Для удовлетворения потребности общества в постоянном восполнении населения и воспитании его членов возникает семья. И хотя на протяжении истории формы семьи могут меняться, основные её функции являются относительно устойчивыми.

Общество не может существовать без необходимых ресурсов и различных продуктов труда. Для того чтобы экономика функционировала, обществу необходимы собственность, разные формы производства, обмена и распределения. С развитием денежного обмена появляются различные финансовые учреждения: банки, кредитные и страховые организации, биржи и т. д. Для согласования интересов людей и защиты их основных прав возникают государства и законы. Для того чтобы обучать детей и передавать им опыт старших поколений, создаются школы, хотя также может существовать и индивидуальное обучение. При всех различиях знаний, умений, опыта отдельного человека или конкретной семьи существуют и общие требования со стороны общества к передаче культурных достижений потомкам. Невозможно представить себе, что каждая семья обучает своих младших членов, не сообразуясь с принятыми в обществе правилами поведения. Эти предписания вовсе не обязательно существуют в письменном виде, но они осознаются и принимаются в обществе в виде норм и правил. Подробнее о многообразии таких общественных норм мы поговорим позже.

Человеческое общество немыслимо без культуры, которая создаётся её творцами, передаётся от поколения к поколению и выражает творческую природу самого человека. Для удовлетворения потребности человека в осознании происходящего вокруг него и с ним самим в обществе существуют наука, религия, искусство.

Таким образом, общество представляет собой сложно устроенное объединение людей, взаимодействующих и сосуществующих для достижения общих целей и удовлетворения общественных потребностей.

Общественные отношения

Жизнь любого общества достаточно разнообразна. Различные общности и объединения людей при этом вступают в сложные отношения. Вы уже знаете о существовании межличностных отношений, основанных на непосредственных чувствах, как это происходит в малых группах. Но в обществе есть и такие отношения, которые устанавливаются между людьми, живущими в отдалённых друг от друга местах и даже в разное время. Так, нельзя отрицать существования отношений между крестьянином, выращивающим где-то за границей экзотические фрукты, и нами — потребителями этих фруктов. Точно так же связаны между собой страны, ведущие торговлю друг с другом. А когда мы читаем о приключениях Тома Сойера, разве мы не сочувствуем ему или не радуемся, когда ему что-то удаётся? А ведь герой Марка Твена «жил» далеко от нас и достаточно давно. Более того, современный человек не может обойтись без различных достижений великих людей прошлого. Эти связи или отношения поддерживают в обществе его устойчивость и преемственность.

Общественные отношения условно можно разделить на сотрудничество (взаимопомощь, солидарность) и соперничество (конкуренция, вражда, неприятие). Отношения сотрудничества обычно проявляются в том, что их участники реализуют какую-то общую цель (например, изучают законы, по которым развивается окружающая нас природа). Учёные непременно опираются на достижения своих предшественников и либо развивают их, либо опровергают существовавшие ранее взгляды своими открытиями. При этом развитие науки — пример сотрудничества в достижении общего результата. Это вовсе не означает, что сами учёные всегда и во всём соглашаются друг с другом. Формой общественных отношений является и соперничество. Например, в экономике существует конкуренция. Политики соперничают друг с другом за голоса избирателей на выборах.

Взаимодействие общества и природы

Итак, вы убедились, что общество устроено довольно сложно. Но оно является только частью окружающего мира. Не менее важной его частью является природа, с которой отдельные люди и общество в целом довольно тесно связаны. Прежде всего сами люди, из которых состоит общество, являются существами двуедиными. В них есть черты, присущие живому организму: человек дышит, питается, растёт и развивается, движется и т. д. Вместе с тем он отличается от животных, и эти отличия весьма существенны. О них вы тоже уже знаете. Главное отличие — способность мыслить, поступать разумно и ответственно. Необходимая связь природы и общества состоит в том, что именно в природе человек черпает ресурсы, необходимые ему для жизни, производства. Потребляя природные ресурсы, человеческое общество преобразует природу.

  • Вспомните, как преобразовали древние египтяне долину Нила.

Чем быстрее развивается общество, тем больше ресурсов ему требуется. Долгое время развитие общества сопровождалось преобразованием природы, подчас бездумным и даже вредным. Так, в Средние века в Европе было вырублено огромное количество лесов. Но преобразование природы иногда приносило ей пользу: выведение новых пород животных, сортов растений, осушение болот, строительство оросительных систем, тушение лесных пожаров и т. п. Вы сами можете привести примеры взаимодействия природы и общества. Во все времена природа для человека была объектом познания.

РАССМОТРИМ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Обществознание Боголюбов §13
Назовите эти группы, укажите признак, лежащий в основе объединения каждой из этих групп.

Чем больше общество стремилось открыть тайны природы, тем активнее развивались наука и техника. Отдыхая, люди также стремятся приобщиться к природе, подышать свежим горным или лесным воздухом, послушать шум водопада или лесного ручейка, голоса птиц.

Наконец, природа для людей является источником наслаждения красотой, гармонией форм, цвета, звуков и т. п. Музыка, живопись, архитектура, танец, многие современные виды и жанры искусства берут своё начало в стремлении человека строить мир вокруг себя по законам прекрасного, хотя нередко отношение к природе бывает неразумным и даже хищническим. Вы знаете об этом, но сами не всегда задумываетесь над тем, что для общества природа является естественной средой обитания. Люди, даже создавая искусственную среду вокруг себя, остаются живыми природными существами. Они, как и всё живое на Земле, зависят от природы. Сама же природа во многом зависит от воздействия на неё общества.

РАССМОТРИМ СХЕМУ
Обществознание Боголюбов §13
Приведите собственные примеры гармоничных отношений общества и природы.

Сферы общественной жизни

Ещё одним принятым в науке способом описания общества является представление общества как единства четырёх сфер жизни. Сферами в этом случае называют определённые области общественной жизни, в которых удовлетворяются важнейшие потребности людей.

РАССМОТРИМ СХЕМУ
Обществознание Боголюбов §13
Как связаны между собой основные сферы общества?

Каждая сфера жизни общества содержит в себе определённые виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные и др.)* В процессе этой деятельности, как уже было сказано выше, люди вступают в устойчивые отношения, возникают и существуют группы и организации. Более подробно о сферах жизни общества речь пойдёт в следующих параграфах.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ:
В процессе своей жизнедеятельности люди нуждаются во взаимодействии и объединении с другими людьми. Формируются разнообразные общности и устойчивые отношения, которые и составляют общество. Средой обитания для людей служит природа. Взаимоотношения природы и общества могут быть гармоничными или конфликтными. В структуре общества выделяют большие сферы, которые охватывают определённый круг групп, организаций. Между элементами (частями) общества возникают устойчивые связи — общественные отношения.

ПРОВЕРЯЕМ НАШИ ЗНАНИЯ
И УМЕНИЯ (стр.114)

  1. Перечислите основные признаки общества.
  2. Что такое общественные отношения?
  3. Как связаны общество и природа?
  4. Назовите и кратко охарактеризуйте основные сферы жизни общества.

ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЯ

  1. Обоснуйте или опровергните суждение: «Общество — это не просто совокупность людей, это совокупность общественных связей».
  2. Распределите приведённые ниже примеры по группам общественных отношений. Ответ запишите в таблицу (в тетради). Устно объясните свой выбор.
СотрудничествоСоперничество

Примеры: работники одного предприятия, выпускающего автомобили; работники разных предприятий, выпускающих автомобили; музыканты в оркестре; музыкальный конкурс исполнителей-виртуозов; спортсмены, выступающие на соревнованиях за свою страну; спортсмены, выступающие в одном виде спорта.

  1. Составьте сложный план к разделу «Общественные отношения». Выделите основные типы отношений в обществе. Подберите примеры таких отношений из истории, литературы, окружающей жизни.
  2. Проанализируйте высказывания. С какими из них вы согласны, а с какими хотели бы поспорить?
    • Над обществом имеют прочную власть только идеи, а не слова. (В. Г. Белинский, русский литературный критик)
    • Ни одно общество не может быть хуже, чем люди, из которых оно состоит. (В. Швебель, немецкий учёный и публицист)
    • Правда и свобода вот столпы общества. (Г. Ибсен, норвежский драматург)

УЧАСТВУЕМ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подберите иллюстрации к высказыванию философа Сенеки: «Общество — свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Организуйте выставку работ.

 


Вы смотрели: Обществознание Боголюбов Учебник §13 «Как устроено общество». Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

<< § 12   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 14 >>

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.